Погружение в 90-е: Сравнение с «Stranger Things»
Почему «Мир! Дружба! Жвачка!» — зеркальное отражение 90-х и аналог современным трендам вроде «Stranger Things»
Телевидение настоящего вызывает интерес к прошлому, создавая проекты, которые не только провоцируют ностальгические чувства, но и способствуют переосмыслению исторических эпох. Основной акцент в сериале Ильи Аксенова «Мир! Дружба! Жвачка!» сделан на российские реалии, имеющие много общего с популярным американским сериалом «Stranger Things». В этой статье мы подробно рассмотрим, как данный проект через призму девяностических воспоминаний рассказывает о формировании поколения, живущего на обломках распавшегося СССР.
Ностальгия — что она из себя представляет?
Для многих молодёжи сегодня 90-е годы представляют собой период бурного перехода от стабильности советского времени к диким, непредсказуемым условиям капитализма. Это была эпоха, пронизанная не только экономической нестабильностью, но и поразительным культурным расцветом. Сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» предоставляет уникальную возможность взглянуть на тот период через глаза подростков, которые пытались выжить в мире, полным новых возможностей и неожиданных опасностей.
Если «Stranger Things» переносит нас в американские 80-е, то «Мир! Дружба! Жвачка!» углубляет ся в атмосферу наших 90-х, в которых свободные начинания соседствовали с хаосом и неопределённостью. Этот тонкий баланс прослеживается во всех аспектах — от создания декораций и музыкальных композиций до саморазвивающихся сюжетных линий.
Сюжет: приключения подростков в мире криминала
В центре события находятся четыре друга: Санька, Вовка, Илья и Женя. Их объединенные усилия — так называемое «Братство крыши» — позволяют им столкнуться с сражениями, отражающими дух времени. С одной стороны, эти подростки вовлечены в конфликты с местными хулиганами, с другой — оказываются втянутыми в противостояние между двумя преступными группировками: ветеранов Афганистана и представителями кавказской мафии. Таким образом, телепроект даёт возможность посмотреть на атмосферу 90-х через призму подростковой неопытности, свободной от цинизма зрелых людей.
Особенно примечательно то, как главные герои сражаются с внешними противоречиями и одновременно стремятся понять собственные чувства и отношения с родителями. Так, например, мать Саньки пытается справиться с тяжестью недавних воспоминаний о своем неудачном браке, а дедушка прививает идеалы силы, в то время как безвольный отец, писатель, не может справиться с вызовами, которые ставит перед ним новая эпоха.
Вдохновение на основе реальности
Сравнение с «Stranger Things» само собой напрашивается: группа друзей сражается с угрозами, погружая зрителей в атмосферу конкретного исторического периода. Однако в «Мир! Дружба! Жвачка!» нет места фантастике. Здесь перед зрителем раскрываются реальные опасности, знакомые как местной, так и постсоветской аудитории. Сюда не попадают монстры, но в кадре появляются «волки» и «быки» — бандиты, олицетворяющие криминальную романтику той бурной эпохи.
Стильные визуальные решения сериала также заслуживают внимания: фрагменты воспоминаний выполнены в формате перемотки видеокассеты, а сцены конфликтов сняты с помощью длинных планов, создающих эффект полной вовлеченности. Запоминается момент, когда рынок подвергается разграблению, отдавая дань схожему событию в фильме «Бык».
Живопись культуры 90-х
Глубокая проработка декораций и аксессуаров сериала помогает создать настоящую атмосферу времени:
- Вещевые рынки: варёные джинсы, бейсболки с надписями «USA California».
- Элементы поп-культуры: постеры Сталлоне и сцены из «Кикбоксера» украшают стены героев.
- Игровая приставка Dendy: на ней друзья играют в «Street Fighter», что подчёркивает возросшую популярность пиратских копий западной продукции.
Музыкальное сопровождение также радует. Хиты тех лет (например, Dr. Alban, Ирина Аллегрова, Haddaway) удачно переплетаются с современными каверами, такими как исполнение Сироткина песни «Наутилуса Помпилиуса».
Гендерные отношения и токсическая маскулинность
Несмотря на сильные женские персонажи, как Женя и мама Саньки, сериал продолжает демонстрировать черты патриархальной структуры. Женщины вынуждены вести борьбу за свои права в мире, где все еще царствуют устаревшие нормы «лихих 90-х». Но тем не менее, образы женщин придают глубину повествованию, подчеркивая, что эпоха перемен касалась всех без исключения.