Погружение в подростковую жизнь 90-х в сериале
Сериал Ильи Аксенова под названием «Мир! Дружба! Жвачка!», который недавно стал доступен на платформе Premier, представляет собой не просто истор ию о взрослении в 90-х, но и захватывающее путешествие в уникальную эпоху постсоветской России. Через призму переживаний и жизненных обстоятельств подростков, действия которых разворачиваются в одном небольшом провинциальном городке, проект сочетает в себе ностальгические моменты, элементы трагедии и уморительного юмора, создавая таким образом многослойный и глубокий портрет времени, когда в стране шло первичное накопление капитала.
Подростки на фоне социокультурных изменений
Действие сериала развертывается в 1993 году, в живописной Тульской области. Центральные фигуры – четверо школьников: Санька, Вовка, Илья и рыжеволосая Женя. Их дни проходят в мире гаражей и на крышах высоток, где они мечтают о будущем, сталкиваясь с типичными проблемами, присущими подростковому возрасту. Гормональные всплески, неумолимые сомнения, брошенные музыкальные инструменты и первая искренняя любовь – всё это переплетается с жестокой реальностью их семейного быта.
Семья Саньки является ярким примером того, как разные поколения и индивиды справляются с бурными переменами времени. Мать С аньки занимается торговлей на рынке, предлагая покупателям турецкое бельё, в то время как его отец – преподаватель, который теряется в хаосе социальных изменений, захлестнувших страну. Не забываем и о дяде Алике, ветеране Афганской войны, который мучается от посттравматического синдрома и который являет собой символ борьбы с внутренними демонами, ставившими его на грань существования.
Взросление подростков на фоне взросления страны
Уникальные черты этого сериала заключаются в том, что развитие главных героев неразрывно связано с «взрослением» всей страны. 90-е годы, отмеченные так называемым первичным накоплением капитала, отображаются здесь не через банальные стереотипы о криминале или гламуре, а через пыльные дворы, опустевшие заводы и игривое подростковое беспамятство.
Такой непохожий подход выделяет проект Аксенова среди других произведений, посвящённых 90-м, таких как «Теснота» Кантемира Балагова или «Бык» Бориса Акопова. В отличие от них, где порой сквозит чрезмерная драма, либо романтизация тех лет, здесь предложен честный и свежий взгляд на произошедшие события, напоминая нам, что даже в условиях социальных катастроф детская и юношеская сущность порой остаётся неизменной.
Уникальный стиль исполнения и мастерство актёров
Илья Аксенов, который ранее работал в жанре герилья-синема и создавал независимые фильмы, продолжает развивать свой уникальный подход в «Мир! Дружба! Жвачка!». Основное внимание в сериале уделено игре актёров и динамике взаимодействия персонажей, не упуская из виду важность операторской работы Алексея Филиппова, который с помощью широких форматов и живописного пейзажа провинциальной России, создает атмосферу, напоминающую Дикий Запад.
Среди актёров, безусловно, выделяется Степан Девонин, исполняющий роль отца Саньки. Его персонаж – интеллигентный преподаватель, который в то же время пытается писать роман, но вынужден с женой торговать на рынке, что вызывает эмоции искреннего сочувствия. Юрий Борисов, играющий дядю Алика, а также Никита Павленко с трепетом прорабатывают свои образы, создавая незабываемые характеры.
Подростковая эпоха: насилие и мечты
Не дайте себя обмануть легковесн ым названием сериала. «Мир! Дружба! Жвачка!» приятно противоречит традиционному восприятию подростковой эпохи, где страх и открытие идут рука об руку. С первых же кадров нас встречает ключевой символ времени – черный бумер, который служит отражением насилия и криминального мира. Тем не менее, сюжетный нарратив в бегущем времени удерживает баланс между черной комедией, драмой и романом взросления, даруя зрителю возможность самостоятельно интерпретировать множество сюжетных линий.
Итоговая мысль
Сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» – это не просто ещё одна экранизация о 90-х. Это тонкое и глубокое произведение, демонстрирующее через образы подростков значительно более полную картину страны на этапе её крупных трансформаций. Смешивая элементы трагедии, юмора и ностальгии, Илья Аксенов создаёт нечто действительно уникальное – произведение, которое не только развлекает, но и подталкивает к размышлениям о том, как взросление – как личное, так и коллективное – всегда сопряжено с болью и открытиями.